Шины: шипы или липучки?
Дата публикации: 2011-09-02.
В этой статье мы поговорим о том, что такое шины липучки, чем они отличаются от шипованных шин, и какие шины лучше покупать именно вам.
Разговоров на тему «шины липучки или шипы» бесчисленное множество и непросвещенному автовладельцу, который никогда не сталкивался с этим вопросом, бывает, сложно разобраться. У многих автолюбителей есть свой жизненный опыт, свое личное мнение, которое они выдают как неопровержимую истину. Да и продавцы, пытаясь продать тот или иной товар, порой наговорят «такого», что покупателю, который выходит из шинного магазина, приходится пересматривать и подвергать сомнениям все свои знания физики и химии, которые он получал долгие годы в школе или в высшем учебном заведении.
Но вот с этого мы как раз и начнем. Само слово «липучка» у шин было придумано грамотными маркетологами, задачей которых было навязать покупателю определенную ассоциацию. С помощью этих ассоциаций продавцам легче рекламировать тот или иной товар и аргументы звучат более убедительно. И, как ни странно, этот метод отлично работает. Разумеется, никаких «липучек» быть не может на дорожных шинах, это все обычные фрикционные (нешипованные) шины. Впрочем, у шипованных шин таких навязанных ассоциаций тоже хватает. Например, «медвежий коготь» или «плавающий шип», который якобы на асфальте прячется в шину, но как только попадает на лед, он впивается в него словно голодная пиявка.
Липучки, медвежий коготь — это все продуманные маленькие хитрости маркетологов, которые хорошо выполняют свою работу. А наша задача отделить все эти образы от реальных технологий, применяемых в шинах. И понять — какие именно процессы происходят в зимних шинах при движении автомобиля, и чем эти шины принципиально отличаются друг от друга.
Начнем сначала и попытаемся объяснить все простым языком. Почему лед такой скользкий для шин? А происходит это потому, что шина, наезжая на лед, слегка нагревает его за счет давления и силы трения. И в месте контакта шины со льдом образуется водяная пленка, по которой и начинает скользить колесо, как на водных лыжах. Именно эта вода и является основной проблемой в работе зимних шин.
Впрочем, и у летних шин (летом), при попадании на мокрую дорогу тоже сильно уменьшается коэффициент трения. Но разница заключается в том, что вода на летних шинах через некоторый промежуток времени выдавливается из пятна контакта шины с асфальтом, а лед продолжает таять, образуя все новую и новую воду. Плюс к этому накатанный лед имеет изначально более гладкую поверхность, чем асфальтовое покрытие, и шине сложнее «зацепиться» за неровности дороги и выдавить лишнюю воду.
Еще один аспект — это снежная каша, которая «забивает» протектор покрышки и не дает возможности нормально отводить воду из пятна контакта, а также сама является скользкой прослойкой между шиной и автодорогой. Именно для того, чтобы выводить воду и снежную кашу из-под колеса, на зимних шинах делается большое количество глубоких канавок, и сами шашки протектора имеют немало специальных разрезов.
Кроме того, на морозе зимняя резина становится более твердой, и чтобы шина могла повторять неровности дорожного полотна и лучше «цеплялась» за нее, производители зимних шин добавляют в резиновую смесь специальные пластификаторы. Поэтому зимняя резина при комнатной температуре намного мягче, чем летняя.
Итак, вернемся к нашему основному вопросу о шипованных и нешипованных зимних шинах (липучках).
Внешне шипованные шины, в основном, отличаются только наличием шипов на протекторе.
Но на самом деле конструкция протектора у этих автошин разная. Блоки протектора, в которых располагаются шипы, сделаны из более твердой резины, чтобы шипы крепче держались, и сами блоки протектора не «подворачивались» при больших нагрузках на шип. На нешипованных шинах (липучках) резиновая смесь обычно делается более мягкой и это дает ей некоторое преимущество в зимних условиях перед шипованными шинами. Именно поэтому в современных шипованных шинах ведущие производители, такие как шины Nokian, делают многослойный протектор. В нем внешний слой более мягкий, а внутренний более жесткий. Это позволяет делать более твердую основу блоков протектора и более мягкую резину в месте контакта шины с дорожным полотном.
Так какие же шины лучше для зимних условий? На этот вопрос однозначно ответить нельзя, все зависит от условий эксплуатации, личных предпочтений и опыта водителя. Например, совершенно очевидно, что на голом льду шипованные шины имеют неоспоримое преимущество над «липучками», поскольку они вгрызаются в лед, заметно улучшая контакт покрышки с поверхностью автодороги.
Но при этом на участках, где нет льда, шипы мешают прижиматься поверхности резины к неровностям дороги и тем самым уменьшают пятно контакта шины с дорогой. А при сильных морозах, больше — 20 градусов, лед становится очень твердым, и шипы не могут воткнуться на нужную глубину и их эффективность уменьшается. При этом, нешипованным шинам это абсолютно не мешает. И даже наоборот, они начинают лучше работать, поскольку лед при сильных морозах меньше тает, и коэффициент трения увеличивается. Однако, когда становится теплее (при отрицательных температурах, близких к нулю) у нешипованных шин возникают большие проблемы при движении по льду. Лед начинает активно таять, коэффициент трения сильно падает, и тормозной путь у машины может увеличиться в несколько раз по сравнению с шипованными покрышками!
Вообще, шины с шипами более стабильно ведут себя на дороге и преподносят меньше неприятных сюрпризов в разных ситуациях зимой. Хотя они, конечно, немного шумнее и хуже ведут себя на сухом или мокром асфальте.
Учитывая все эти факторы, невозможно однозначно сказать: «какие именно шины лучше для зимних условий». Поскольку зимние условия сами по себе разные и зависят не только от климатических условий, но и от того, в каком именно месте они будут использоваться. Это может быть крупный город, где большое количество машин и дороги постоянно чистят и поливают реагентами, небольшой город или пригород, где их могут посыпать песком с солью или вовсе не чистить.
Подводя итог к вышесказанному, мы дадим вам несколько полезных советов по подбору зимних шин:
- Для начинающих автолюбителей (в особенности, если это первая зима на авто) лучше использовать шипованную резину. Пройдет немало времени и нужно проехать немало километров по зимним дорогам, прежде чем начинающий водитель сможет правильно оценивать состояние дорожного полотна. А любая ошибка может стать причиной серьезной аварии. Более того, в заснеженных дворах, когда много снега и льда, и машина застревает, то нешипованные шины, после небольшой пробуксовки, трением нагревают лед и становятся неэффективными. Поэтому застрять на них начинающему автомобилисту (и не только начинающему) намного легче, чем на шипованных.
- Для тех, кто обладает большим опытом вождения и основные дороги, по которым он ездит — это городские дороги крупного мегаполиса (где они политы антигололедными реагентами), имеет смысл покупать нешипованные шины. Они тише и лучше ведут себя на мокрых и сухих дорогах, на которых нет льда.
- Если вы часто выезжаете на загородные трассы, то лучше использовать шины с шипами, поскольку внезапно попадая на обледенелые участи дорог, особенно на большой скорости, вы будете в большей безопасности.
- Для поездок за городом (или если вы застряли в сугробе) очень полезным приобретением являются цепи на колеса, которые (в случае необходимости) увеличивают проходимость любых шин.
Также полезно в зимнее время года дороге с собой иметь специальные пластины противоскольжения. Эти пластины стоят недорого и их можно применять также для грязи и песка.
В нашем каталоге зимних шин (нешипованных «липучек» и шипованной резины), вы сможете подобрать лучшие модели шин, которые пойдут именно для вашей ситуации: каталог шин. Удачи Вам на дорогах!