Дата публикации: 2021-01-14.
Перейти к результатамПопулярность всесезонных шин растет среди не только владельцев легкового автотранспорта, но и у собственников легкогрузовых коммерческих автомобилей. Это обусловлено тем, что автопаркам организаций накладно покупать по два комплекта резины на каждую машину, а также дважды в год «переобувать» все свои авто. В связи с этим специалистами немецкого автомобильного издания Promobil был организован и проведен тест четырех всесезонных коммерческих моделей в типоразмере 235/65 R16C. Колеса с такими параметрами устанавливаются на Renault Master, на некоторые авто от Nissan и Opel, а также на Mercedes Sprinter, который являлся тестовым автомобилем.
В ходе испытаний предстояло узнать, насколько эффективны всесезонные покрышки в холодное время года, как сильно они уступают зимней резине и могут ли считаться полноценной альтернативой сезонным колесам.
При какой погоде можно ездить на «всесезонке»?
Разрешена круглогодичная эксплуатация всесезонных шин, на которых имеется маркировка M+S, что означает «грязь + снег». Но следует учитывать, что юридических ограничений на использование данной маркировки не существует, поэтому производители часто ставят ее по своему усмотрению. Фактически далеко не все такие покрышки подходят для зимней эксплуатации. Более эффективными являются шины с маркировкой в виде трех горных вершин и снежинки: такое обозначение разрешается ставить только после успешного прохождения специальных испытаний.
Участники испытаний
В продаже постоянно представлено несколько типоразмеров всесезонной коммерческой авторезины. Для проведения данного теста эксперты Promobil решили остановиться на типоразмере 235/65 R16C, который является одним из самых востребованных в сегменте шин для микроавтобусов и легких грузовиков.
Стоит отметить, что первой всесезонной шиной, предназначенной для коммерческой эксплуатации, являлась Goodyear Cargo Vector. Несмотря на устаревший с виду протекторный рисунок, состав компаунда постоянно дорабатывался и претерпевал изменения. Данная модель имеет лишь маркировку M+S, что не может являться однозначным подтверждением ее эффективности на зимних дорогах. Что касается стоимости, то на момент проведения испытаний она составляла 200 евро.
К этому же ценовому сегменту относится обновленная модель Conti Vanco Four Season 2. Более доступными по цене являются шины Nokian Weatherproof. Обе эти модели промаркированы индексом в виде трех горных пиков и снежинки, что свидетельствует об их неплохой адаптации к зимним условиям езды.
Представленные в продаже модели Chrono Four Seasons от Pirelli, Comtrac All Season от Vredestein и MA-LAS от Maxxis скоро будут сняты с производства, вместо них запланирован выпуск других покрышек. По этой причине эксперты решили не включать их в число участников — тем более, что на рынке имеется немало других «всесезонок». Следует учитывать, что изначально планировалось выбрать для участия в испытаниях те шины, которые имеются в магазинах одного конкретного региона. При этом в состав участников включили китайскую модель Tristar Powervan 4S, которая отличается современным асимметричным дизайном протекторного рисунка.
Для того, чтобы полученные результаты были максимально наглядными, эксперты решили провести испытания также одного летнего и одного зимнего комплекта. Так в число участников попали летние покрышки Nokian С-Line и зимние Nokian WR C3.
Зимние тесты
При проверке тягового усилия и длины тормозного пути покрышки должны демонстрировать высокий коэффициент сцепления. Для проведения «снежных» заездов были выбраны перевалы в Альпах. Нагруженный тестовый автомобиль проверял основные характеристики покрышек, включая безопасность, предсказуемость и управляемость в сложных ситуациях.
Как и предполагалось изначально, уверенным победителем всех «снежных» тестов стала зимняя модель Nokian WRC 3. Никто не смог сравниться с данными шинами в таких дисциплинах, как маневренность, эффективность торможения и тяговые способности. Интересно, что вторая позиция практически во всех зимних номинациях досталась всесезонной модели от этого же производителя — Nokian Weatherproof. Как подчеркнули специалисты Promobil, протектор финской «всесезонки» во многом напоминает динайн зимних моделей предшествующих поколений Nokian.
Несколько хуже выступили покрышки Continental, которые при неплохих в целом результатах оказались неубедительными в тесте на проверку тяговых способностей при движении по заснеженной дороге.
Шины Tristar Powervan 4S и Goodyear Cargo Vector показали недостаточный коэффициент сцепления с заснеженным дорожным полотном. В результате у них оказалась слишком длинная тормозная дистанция и медленное прохождение отрезка управляемости. При этом у покрышек Goodyear были зафиксированы неплохие показатели бокового ускорения.
Комплект летней авторезины, в полном соответствии с прогнозами, провально выступил во всех «снежных» дисциплинах, чем убедительно продемонстрировал непригодность летних покрышек для зимней эксплуатации. В частности, дистанция торможения по сравнению с всесезонными покрышками может увеличиться на 50%, также не исключены серьезные сложности с заездом на снежную горку, а съезд по слаломному участку будет крайне сложным и опасным даже для водителя с многолетним опытом. При утрате сцепления электронная система заблокирует колеса, в результате чего тяжелая машина может уйти в неуправляемое скольжение.
Тесты на влажном покрытии
Стоит отметить, что результаты «снежных» заездов не должны являться единственным критерием при выборе всесезонной резины. Также большое значение имеют эксплуатационные характеристики покрышек на влажном дорожном покрытии, поскольку в таких условиях приходится часто ездить практически всем автомобилистам.
В данной номинации очевидные преимущества имелись у летнего комплекта, поскольку он отличается оптимизированной дренажной системой и более жестким профилем. Соответственно, именно у летних шин была зафиксирована самая короткая тормозная дистанция (38 м) при движении со скорости 80 км/ч.
Однако неплохой результат показали и некоторые «всесезонки». Например, тестовый автомобиль на шинах Continental Vanco Four Seasons 2 остановился уже через 38,3 м, а дистанция торможения у Goodyear Cargo Vector составила 40,5 м.
В испытаниях на поперечную устойчивость первенствовали покрышки Goodyear Cargo Vector, выступившие даже лучше летнего комплекта (который, кстати, оказался лишь третьим по итогам прохождения влажной трассы управляемости).
Что касается аутсайдеров, то худшая боковая устойчивость была зафиксирована у китайской модели Tristar Powervan 4S. Невзирая на то, что она оказалась лучшей по сопротивляемости гидропланированию, ей так и не удалось получить рекомендацию экспертов для эксплуатации на влажных дорогах (аналогичный вердикт был вынесен в отношении покрышек Nokian Weatherproof).
Зимние шины отличаются более мягким компаундом, что негативно сказалось на предсказуемости, дренажных способностях, эффективности торможения и управляемости.
Тесты на сухом покрытии
По итогам заездов на сухом асфальте вне конкуренции оказались летние шины. В частности, их тормозная дистанция со скорости 100 км/ч составила лишь 44,3 м, в то время как зимние шины поехали на 10 м дальше — а это расстояние примерно равняется длине двух авто. Там, где тестовый Mercedes Sprinter на летних покрышках уже остановился, он же на зимней резине продолжал движение со скоростью 40 км/ч.
Что касается всесезонных участников, то самая короткая тормозная дистанция (менее 50 м) была зафиксирована у моделей Goodyear Cargo Vector и Tristar Powervan 4S. Шины от Continental, обычно хорошо выступающие в данной номинации, остановили тестовый автомобиль только через 51 м. Самая длинная дистанция торможения оказалась у комплекта Nokian Weatherproof.
В испытаниях на уровень безопасности при прохождении поворотов с перестановкой из одной полосы движения в другую с со скоростью 120 км/ч лучший результат был зафиксирован у покрышек Goodyear Cargo Vector и Goodyear Cargo Vector 2. Всесезонная модель Nokian Weatherproof достойно выступила во всех дисциплинах, однако показала провальный результат торможения на сухом покрытии. Китайский комплект Tristar Powervan 4S слабо выступил на сухом асфальте.
Способ выставления оценок
Чтобы результаты тестов были максимально достоверными и объективными, на каждом комплекте было совершено по несколько заездов. В итоге шинам, продемонстрировавшим лучший результат, выставлялась оценка 10 баллов.
Кроме этого, для каждой номинации была установлена своя значимость (вес). Оценки выставлялись путем проведения несложных арифметических расчетов.
Итоговый рейтинг
- 1 место — Continental Vanco Four Season 2 235/65 R16C
- 2 место — Goodyear Cargo Vector 235/65 R16C
- 3 место — Nokian Tyres Weatherproof C 235/65 R16C
- 4 место — Tristar Powervan 4S 235/65 R16C
Год тестирования: 2016
Автор: Promobil