Дата публикации: 2021-10-07.
Перейти к результатамМногие автовладельцы при выборе автомобильной резины ключевое значение придают ценовому фактору. Кроме этого, немало водителей обращает внимание на экологичность покрышек. В связи с этим эксперты финского автомобильного журнала Moottori организовали и провели тест легковых автошин в одном из наиболее востребованных размеров 205/55 16. Для участия в испытаниях отобрали шесть комплектов, стоимость шин варьировалась в диапазоне от 40 до 105 евро за штуку. Что касается тестового автомобиля, то таковым в данном случае являлась Skoda Octavia. Помимо прочего, в ходе испытаний особое внимание уделялось вопросам экономичности и экологичности авторезины.
В числе участников бюджетный сегмент был представлен сербскими шинами Tigar High Performance и китайскими Haida HD667. Также было взять для испытаний два комплекта с восстановленным протектором: таковыми являлись финская Ässä HP и испанская lnsa Turbo Eco Evolution Plus. Этот выбор был обусловлен высоким требованиями к экологичности: обе модели изготовлены на каркасе старых покрышек, что снижает потребление сырья и делает производство более экологичным.
Что касается премиального сегмента, то его представляла новинка Nokian Hakka Green 3, вышедшая на рынок минувшей весной. По цене она не может составлять конкуренцию бюджетным покрышкам, но отличается крайне незначительным сопротивлением качению и высокой устойчивостью к абразивным воздействиям, что намного продлевает ее эксплуатационный потенциал. Как утверждает производитель, износостойкость данной модели на 30% превышает показатель предшественников.
Еще одним участником испытаний стали покрышки Dynaxer HP4 от бренда Kleber, собственником которого является французский производитель Michelin. Если говорить о стоимости, то данная модель занимает промежуточное положение между участвовавшими в тесте четырьмя бюджетными комплектами и премиальными покрышками от Nokian. среди всех участников испытаний только эта модель получила максимальную оценку «А» за топливную экономичность согласно действующей в ЕС системе маркировки колесной резины.
Далее подробнее ознакомимся с результатами тестов.
Заезды по сухому покрытию
При прохождении сухих тестов уровень ездового комфорта определялся по субъективным ощущениям пилотом на дорогах общего пользования. Что касается эксплуатационных характеристик, то они проверялись на испытательной трассе.
Значительная разница в управляемости была заметна еще на дорогах, а заезды в экстремальных режимах позволили быстро расставить все точки над «i».
При совершении заездов по дорогам общего пользования пилоты проверяли точность отклика на рулевое управление, ездовой комфорт при разных скоростных режимах, а также курсовую устойчивость. Самым устойчивым комплектом оказались шины от Nokian, которые четко соблюдали заданное направление движения независимо от дорожных условий.
Покрышки Tigar High Performance соскальзывали в направлении обочины сразу после того, как водитель ослаблял рулевое управление. Аналогичный недостаток был отмечен у шин Haida и Insa Turbo, однако по сравнению с Tigar они были более устойчивыми к заносам. Шины Kleber и Ässä в колее вели себя примерно так же, как и Nokian, но они более уязвимы к заносам.
Комплекты от Haida и Tigar обладают худшими амортизирующими способностями, из-за чего в салон автомобиля передаются колебания и тряска от любых неровностей проезжей части. Шины Nokian Hakka Green 3 также показались пилотам слишком жесткими.
Что касается восстановленных покрышек, то с данной точки зрения они выглядели более предпочтительными — возможно, по причине того, что слой резины у них значительно толще. При этом самой мягкой шиной оказалась Ässä, а Insa Turbo сели себя несколько жестче. Также с точки зрения ездового комфорта достойно выглядели колеса от Kleber.
При совершении заездов по испытательной трассе лучшая маневренность была продемонстрирована шинами Kleber. Они быстро и чутко реагируют на повороты руля, благодаря чему являются самыми безопасными при маневрировании в сложных условиях.
Ненамного отстал от лидера комплект Nokian. Управляемость данных покрышек выглядит особенно впечатляющей с учетом того, что данная модель относится к классу экологических шин.
Худшие результаты в тестах на управляемость были продемонстрированы шинами Haida. Они же вместе с Tigar оказались худшими по результатам испытаний на маневрирование.
Примерно на одинаковом уровне выступили восстановленные покрышки. Но следует отметить, что точность отклика на рулевое управление у шин Ässä лучше по сравнению с комплектом от Insa.
При прохождении поворотов значительных различий между участниками испытаний зафиксировано не было. Заезды проводились на круговом треке в «заблокированным» рулем. При этом сужать радиус поворота на завершающем отрезке кривой наблюдалось только у Haida и Insa Turbo. Остальные комплекты уверенно придерживались заданной траектории.
Заезды на скоростное маневрирование совершались со скоростью 80 км/ч и 100 км/ч. Тестовая трасса предусматривала прохождение больших и малых радиусов поворота.
Безоговорочным победителем номинации стали покрышки Kleber Dynaxer HP4. Несколько хуже и примерно на одном уровне выступили Nokian, Ässä и Insa Turbo, ненамного отстали от них шины Haida.
Шины Tigar вели себя в зависимости от скорости: чем она выше — тем сложнее было проходить тестовый участок трассы.
Также в ходе испытаний проверялось поведение шин при перестроении на скорости 100, 110 и 120 км/ч. Ни один из участников не проскальзывал, если пилот не совершал резких движений рулевым колесом. Лучше всех в данной номинации зарекомендовали себя покрышки Kleber и Nokian.
На скорости 120 км/ч у тестового автомобиля на шинах Tigar наблюдался значительный занос задней оси. Шины Haida на скорости 100 км/ч теряли сцепление при резком повороте руля — правда, после этого пилоту удавалось вернуть контроль над автомобилем с помощью грамотного подруливания. Но если скорость увеличивалась еще на 10 км/ч, задняя ось начинала уходить в серьезный занос. При еще более значительном повышении скорости автомобиль на шинах Haida уходил в неуправляемый занос при первом же неосторожном вращении рулевого колеса.
Шины Kleber даже при резком повороте руля на скорости 120 км/ч перестраиваются в целом корректно, если не считать одного лишнего колебания. Неплохо выглядел и комплект от Nokian, допустивший одно незначительное скольжение на скорости 110 км/ч, и небольшой снос — на 120 км/ч (который легко восстанавливался одним движением рулевого колеса).
Шины Insa Turbo и Tigar достойно выглядели лишь на скорости 100 км/ч. При ее увеличении у обоих комплектов появлялись серьезные проблемы с управляемостью, а при достижении 120 км/ч ситуация становилась критической.
Хуже всех в данной дисциплине выступили покрышки Ässä, которые демонстрировали плохую управляемость уже при 100 км/ч.
Заезды по мокрому покрытию
Кроме оценки эффективности торможения, на мокрой трассе также проверялась управляемость шин в гоночном режиме езды, а также их боковая устойчивость. Как подчеркнули специалисты Moottori, эффективность и безопасность покрышек при движении по мокрому дорожному полотну во многом зависит от химического состава резинотехнической смеси, поэтому испытания на влажном треке традиционно считаются сложными для шин с восстановленным протектором.
Самый короткий тормозной путь эксперты зафиксировали у шин Kleber, ненамного отстали от них финские покрышки Nokian. Оба комплекта продемонстрировали также хорошие результаты в тестах на управляемость при движении по мокрому покрытию.
При проведении испытаний в гоночном режиме Kleber и Nokian отличились высоким коэффициентом сцепления и быстрым прохождением поворотов. Стоит отметить, что шины Kleber предупреждают водителя о скорой потере сцепления характерной вибрацией, и даже на высоких скоростях не допускают избыточной поворачиваемости. Эксперты Moottori официально признали, что данные покрышки на мокром покрытии являются полностью безопасными.
Хорошее выступление шин Nokian особенно ценно в связи с тем, что данный комплект относится к категории экологической колесной резины. Такие покрышки традиционно слабо выступают на мокром покрытии, и финская модель Nokian Hakka Green 3 оказалась приятным исключением из этого правила.
Что касается восстановленной авторезины, то ее выступление на мокром покрытии оказалось весьма неудачным. На круговом участке мокрой трассы автомобиль на шинах Insa Turbo может непредсказуемо потерять управляемость, особенно при движении в гоночном режиме.
Шины Ässä значительно безопаснее, однако проходят круговой отрезок медленнее, чем Insa Turbo. Если на плавных поворотах автомобиль, оснащенный покрышками Ässä, сохраняет управляемость, то на крутых виражах начинаются серьезные проблемы вплоть до ухода в занос.
Шины Haida позволяют сохранить контроль над автомобилем преимущественно за счет снижения скорости. При быстрой езде у них наблюдается избыточная поворачиваемость.
Покрышки Tigar по сравнению с Haida значительно лучше удерживают автомобиль в рамках заданной траектории при движении по круговому участку мокрой трассы. Также на них проще ехать с высокой скоростью — при условии более активной работы рулевым колесом. Но если автомобиль на большой скорости входит в крутые повороты, задняя ось уходит в занос. В целом поведение шин Tigar можно считать сбалансированным, хотя по скоростным характеристикам они уступают комплектам от Kleber и Nokian.
Сопротивление качению
Данный параметр напрямую влияет на одну из главных характеристик экологичных шин — потребление топлива. Измерение проводилось в лаборатории, принадлежащей корпорации Nokian Tyres, с использованием специального барабана. Различия между участниками оказались довольно значительными.
Так, если при использовании покрышек Hakka Green 3 автомобиль потребляет 6 л топлива на 100 км пути, то с шинами Insa Turbo потребление топлива возрастает сразу до 6,9 л на 100 км.
Акустический комфорт
Измерение уровня шума производилось на скоростях 50, 80 и 100 км/ч с помощью специального прибора — предварительно откалиброванного шумомера. Микрофон находился между передними сиденьями автомобиля по его средней линии, итоговый результат выводился как среднее арифметическое по итогам всех замеров.
У шин Kleber, Nokian и Ässä были зафиксированы примерно одинаковые результаты. Самым тихим комплектом на скорости 100 км/ч стали покрышки Hakka Green 3, а на скоростях 80 км/ч и 50 км/ч победителями стали соответственно Kleber и Ässä. Ненамного отстали шины Tigar и Haida, а lnsa Turbo оказалась явным аутсайдером номинации.
Подведение итогов
Первые места достались комплектам от Kleber и Nokian, которые практически не имеют слабых мест и поэтому значительно опередили конкурентов. Лучшими чертами победителей стали производительность, надежность в экстремальных условиях, а также управляемость на мокром покрытии. Кроме этого, шины Nokian отличились минимальным сопротивлением качению, а покрышки Kleber продемонстрировали высокую эффективность торможения. Единственным недостатком каждого из лидеров является высокая цена.
Приятным сюрпризом стало выступление шин Tigar, которым в итоговом рейтинге досталось почетное третье место. Несмотря на значительное отставание от победителей, данные покрышки не показали явных недостатков ни в одном испытании.
На четвертой позиции оказались покрышки Haida, которые при низком сопротивлении качению оказались слабоваты на мокром покрытии и при маневрировании.
Последние места достались комплектам от Insa Turbo и Ässä. Несмотря на слабое в целом выступление, каждая из них имеет свои достоинства в разных дисциплинах. Так, шины Ässä демонстрируют неплохой уровень комфорта и хорошо зарекомендовали себя на круговом сухом треке. Покрышки Insa Turbo достойно выглядели в тестах на экстремальное маневрирование. Общим недостатком аутсайдеров являются плохие результаты в мокрых дисциплинах.
- 1 место — Kleber Dynaxer HP4 205/55 R16
- 2 место — Nokian Tyres Hakka Green 3 205/55 R16
- 3 место — Tigar High Performance 205/55 R16
- 4 место — Haida HD667 205/55 R16
- 5 место — Insa Turbo Eco Evolution Plus 205/55 R16
- 6 место — Assa HP 205/55 R16
Год тестирования: 2021
Автор: Moottori
Авто: Skoda Octavia A8 Restyle